Творческое присутствие актера Сергея Дрейдена на протяжении последних сорока лет можно схематично обозначить пунктирной линией. Довольно случайный выбор профессии вдруг увенчался удачным дебютом на сцене знаменитого театра Акимова. Это было в 1964 году — а через два года последовал уход «в никуда». Многочисленные попытки уйти из театра вообще сменялись показами у знаменитых режиссеров, возвращениями, контрактами с новыми театрами. Периодические исчезновения со сцены и, что называется, из виду чередовались с яркими появлениями на киноэкране (в основном под фамилией матери — Донцов), практически в качестве «свежего лица». Именно таким было воспринято это лицо в начале 90-х в фильмах Юрия Мамина «Фонтан» и «Окно в Париж», ставших в какой-то мере символом той эпохи. Самый конец прошлого века подарил театральным гурманам Санкт-Петербурга несколько блистательных «авторских» работ Сергея Дрейдена: его моноспектакль «Ревизор», роли в спектаклях «Мрамор» (по Иосифу Бродскому) и «Отец» (по Стриндбергу) в постановке Дитятковского. Сейчас у актера только две театральные роли. Он «внезапно» снова востребован в кино (после фильмов Машкова и Сокурова он снимается в новой работе Андрея Эшпая). И все эти годы его шелестящий голос — с неповторимой мудрой и иронической интонацией — звучит в литературных передачах на радио.
Стиль жизни человека во многом характеризует его транспортное средство. У Сергея Симоновича Дрейдена — это велосипед. Именно на нем он перемещается до места службы, по Питеру вообще и даже ездит за город. Облегченная конструкция (дело рук знаменитого питерского изобретателя велосипедов) со специальным багажником для спаниеля, имя которой — Тиберия — значится на равных среди проживающих в квартире актера, о чем свидетельствует табличка на двери. Интерьер мансарды, в которой проживают Сергей Симонович с супругой, обнаруживает склонность обитателей креативно относиться к предметам и их назначению. Портьерами и скатертью здесь служат индийские шали, купленные Дрейденом специально для этой цели, старое фортепиано трансформировано в витрину-секретер, «Золотая Маска» венчает вход в туалет — отвлекает взгляд и «маскирует» тип помещения. Коридор увешан разнообразными велосипедами, а в проекте — пробить в стене коридора брешь для пристройки балкона (балкон в коридоре? Парадокс, но очень функционально…) Несколько графических работ — малая часть целой серии рисунков Дрейдена (смешанная техника: карандаш, перо, акварель — что нашлось под рукой), иллюстрирующих моменты пережитого, снабженные авторскими комментариями, обещают в далеком будущем стать книжкой. И несколько еще нераздаренных деревянных складней — но не иконы, а вырезанные театральные сцены — такой у Сергея Симоновича художественный промысел.
Тот же непредсказуемый подход у актера Сергея Дрейдена к выстраиванию собственной биографии.
Светлана ПОЛЯКОВА «Культура», 2005, № 36.