Наверное, ничего случайного в театре нет. Все, что вынес режиссер на сцену, для понимания спектакля незаменимо, и «отвечает» за какую-то совершенно определенную часть общей работы. Однако внутри этого действа иногда можно найти моменты, во время которых зритель, грубо говоря, ничего не потеряет, если отведет глаза в сторону, или наоборот – потеряет многое. И дело здесь не в качестве, а в стиле произведения. То же бывает и с актерами – например, на Сергея Дрейдена нужно смотреть не отрываясь. Недавно Музей Достоевского организовал творческую встречу с ним (ныне, увы, нечастым гостем в Петербурге), в рамках которой были показаны две видеоверсии его работ. Примечательно, что помимо своей содержательности, они обе интересно «скроены». Сегодня ушли в прошлое радиоспектакли, но о недостатке жанров говорить не приходится – синтез искусств рождает новое.
Первый фильм - «Немая сцена», моноспектакль-импровизация по «Ревизору» Гоголя. Два павильона: один – в строительных лесах, другой – парадный, в зеркалах с позолоченной окантовкой. Никаких театральных костюмов, никакой мебели, никакого реквизита – лишь намек на пространство. Внутри него Сергей Дрейден – Бобчинский и Добчинский, Сергей Дрейден – Хлестаков, Сергей Дрейден – Марья Антоновна, Сергей Дрейден – все остальные по очереди. Перед актером – съемочная бригада в качестве зрителя. Актер играет свои представления о гоголевских персонажах, будто совершенно без репетиций, будто перед спонтанно собравшейся публикой. Это даже вряд ли персонажи – это их узнаваемые черты, иногда карикатурные, иногда «живые», иногда театральные, иногда словно настоящие, «не играемые». В этом действии решена каждая минута, каждый взгляд, каждое движение: суетятся перед зеркалом мама с дочкой, Хлестаков высматривает с верхотуры стройплощадки потенциальных кредиторов, Городничий мечется среди строительной пыли…
Первой импровизации – «Городничему» - уже более 120 показов, впервые она осуществилась в БДТ. Она обрастала сюжетами, и на ТВ готовый результат сняли лишь теперь. Тогда же, естественно, возникли другие декорации, появился глаз оператора и глаз режиссера. А их «посредничество» совершенно меняет восприятие. С одной стороны, получается документальный фильм о том, что Сергей Дрейден способен импровизировать на заданную тему. Но здесь уже режиссер решает, что нам видеть, а что нет. Он не скрывает от телезрителя технический факт съемки, демонстрирует сам процесс, иногда жертвуя ради него Дрейденом. Казалось бы, мелочь. Но если вдуматься, это подчеркивает (умышленно или нет) условность и относительность происходящего, переносит акценты с гоголевского сюжета на самого исполнителя. Не только актерскую импровизацию, а весь сюжет целиком можно воспринимать как художественный материал. Получается телеспектакль об актере в роли – жанр, пожалуй, новый или просто еще не слишком популярный. Зачем рассказывать о ком-то, когда слова можно заменить талантливым представлением?
Второй сюжет – фотофильм Ю. Колтуна и Т. Венециановой «Дама с собачкой». Сергей Дрейден читает чеховский текст, а на экране, как слайды, чередуются фотографии, специально снятые по мотивам произведения. Этот фильм – лишь проба пера, лишь попытка создать единое художественное целое, в котором друг друга бы дополняли спокойный мужской голос с хрипотцой, сюжет рассказа, мерный ритм мелькающих на экране снимков и то настроение, которое создают застывшие на них фигуры. В ограничении движения, которое заложено в самом жанре фотографии, на самом деле, много от чеховской недосказанности, от умения читать между строк. Фотография Ю. Колтуна – ностальгия, и «Дама с собачкой» - тоже. В талантливых работах фотографа много стилизации, там витает дух современности. Несколько циничный, «иностранный» взгляд фотогероя, сексуальность и прозаическая красота его партнерши создают альтернативу чеховской поэтичности и романтике. Слишком чувственная любовь, слишком живые персонажи и закадровый голос с нотой безысходности и неразрешимости… Несмотря на костюмы начала века, по атмосфере это, скорее, история наших дней, которая чем-то напоминает известный литературный сюжет. Фотофильму как жанру есть куда развиваться - каждый вид творчества должен пожертвовать чем-то ради общей идеи. А развитие – это всегда прекрасно.
Елена Чукина «Pro-сцениум», март 2009