www.actors-spb.narod.ru

Леди Макбет Владимирского проспекта

После премьеры спектакля главного режиссера Театра Ленсовета Юрия Бутусова «Макбет.Кино.» были разные отзывы. Но все – от резко отрицательных до восторженных – сообщали: исполнительница главной роли прекрасна. Леди Макбет – Лаура Пицхелаури держит зрителей в напряжении все пять с половиной часов действия.

– Это моя единственная сейчас роль, в другие спектакли я еще не вернулась – нахожусь в декретном отпуске, воспитываю двоих детей. Только я знаю, сколько душевных сил я отдала этому спектаклю. Даже мои родители этого не представляют, может быть, дети догадываются. Мне хочется, чтобы во время спектакля зрители думали о важных для себя вещах и выходили из зала с желанием что-то изменить к лучшему. Очень важно, если момент искусства отражается на твоей душе. Шекспир – великий и бездонный. Его тексты, как море, в котором плавают миллион прекрасных рыб, и каждая из них одинаково важна. Мне папа все время говорит: «Когда ты произносишь слова, старайся сделать так, чтобы они находили отклик в сердцах зрителей», – рассказала актриса.

Лаура – представительница артистической династии: отец известный актер Георгий Пицхелаури не возражал, когда старшая дочь решила пойти по его стопам. Только бы не в балет по примеру бабушки с дедушкой, известных танцовщиков Аллы Ким и Шалвы Лаури.

«Меня отговаривали от балета так же, как папу, который от своих родителей унаследовал танцевальные способности. Я в семь лет ходила в Вагановское училище на подготовительные курсы. Потом я пыталась заниматься музыкой, но в итоге поступила в театральный».

Редкая актриса не считает молодость своим главным достоинством. А Лаура, когда ее называют молодой актрисой, возражает: «Мне тридцать лет. Я – мать двоих детей, женщина с опытом и пониманием жизни. Инфантилизм внешности обманчив».

Первая роль Лауры на профессиональной сцене – девочка До в спектакле Владислава Пази «Маленькая девочка», который известный мастер поставил в 2001 году. Пьеса Нины Берберовой о том, как много значит в жизни каждого человека любовь. Одним из воплощений любви как раз была девочка До. Впоследствии Лаура Пицхелаури один за другим примеряла на себя образы женщин, которые и есть сама любовь – самоотверженная или роковая, за редким исключением (Нина из «Старшего сына») – счастливая.

Ее шекспировской Изабелле («Мера за меру») была свойственна решимость, которую драматург не предусмотрел для своей героини. Еще одну свою Изабеллу из «Приглашения в замок» Жана Ануя она так и не смогла до конца понять – и принять: «У нее все мотивировки бытовые, приземленные, по настроению она все время жертва. Мне в этом образе было тесно, неуютно», – однажды призналась актриса.

Про свою Ракель в «Испанской балладе» Лиона Фейхтвангера Лаура сказала: «Она сумела так прожить свою короткую жизнь, что в ней не было пустоты. Это и есть счастье. Слова про то, что жизнь дается человеку ради любви, – абсолютно мои». Ракель – первая роль Лауры Пицхелаури после того, как в течение двух лет она не выходила на сцену – встретила свою любовь, родила ребенка.

«Много было главных ролей, и все давались непросто. Каждый раз на сцене я вскрываю свои внутренние тайники. Между тем годы идут, я меняюсь, мироощущение уже совсем другое... Не поймите меня неправильно, я не против спектаклей-долгожителей, но в таком случае режиссер должен постоянно подпитывать спектакль, чтобы из него не пропали живые эмоции. Но чаще всего творческий процесс поставлен на поток – зритель каждый раз хочет видеть одно и то же, и актеры каждый раз играют об одном и том же. В какой-то момент можно возненавидеть свою роль. И у меня был такой сложный период, когда я перестала верить в то, что происходит со мной на сцене, в слова, которые произносит моя героиня. Я задыхалась. Меня спасло замужество и рождение ребенка – я два года не выходила на сцену, посвятила всю себя любимым людям, и в жизни появился смысл».

А вот с кино у Лауры Пицхелаури пока не сложилось. На данный момент ее самая крупная роль – в фильме Константина Лопушанского «Гадкие лебеди» по одноименной повести братьев Стругацких. Кинодебют Лауры на экране состоялся в 2004 году в сериале «Ментовские войны», где ей досталась эпизодическая роль проститутки. Она сидела, окутанная клубами дыма, в каком-то красном шиньоне, в рыжем полушубке из искусственного меха и произносила маленький монолог. Но и тогда сумела сыграть любовь и самопожертвование ради любимого человека.

Про родной театр Лаура может говорить бесконечно. Там, по ее словам, сейчас так много всего репетируют!

«Юрий Бутусов был моим педагогом в Театральной академии. В том, что моя Леди Макбет получилась такой, как получилась, на восемьдесят процентов заслуга режиссера, его энергии, энтузиазма. Юрий Николаевич — бесконечно преданный театру трудоголик, но в то же время трепетный и ранимый. Он и от других требует абсолютной самоотдачи. Самое сложное и ценное в работе с Юрием Бутусовым – именно в этой самоотдаче. В этом магия нашего спектакля, мы его наколдовали. Мы слушали музыку, мечтали, думали, прожили вместе четыре месяца и рассказали историю о нас всех... Было такое счастливое время!».

Каким должен быть современный театр, чтобы, как сейчас говорят, соответствовать запросам нового поколения, Лаура Пицхелаури не знает. Но убеждена, что театр должен быть живым.

«Посмотрите вокруг – все меняется и горит, жизнь движется невероятно быстрыми темпами. Моей дочке всего годик, но она уже многое понимает, знает, как включить телевизор и на что нажать, чтобы заиграла музыка. Шестилетний сын со всем справляется гораздо лучше меня и на английском увереннее говорит. Наши дети растут совсем в других ритмах, в других звуках. Их время диктует нам новые правила. Я бы хотела, чтобы молодые люди чаще ходили в театр. Это же такие сильные эмоции! Но театр должен развиваться. Нужно, чтобы сердце клокотало и душа плакала».

Полина Виноградова,
Санкт-Петербургские Ведомости, выпуск № 018 от 31.01.2013

Хостинг от uCoz