Находясь на посту главного режиссера Театра Ленсовета полтора года, Юрий Бутусов не поставил там ни одного спектакля. Пока наполняемость залов падала, нового руководителя пытались призвать к ответу в комитете по культуре — режиссеру предлагали стать художественным руководителем и полностью прекратить работу на стороне. Тогда Бутусов отказался от повышения, а через полгода выпустил шестичасовой спектакль «Макбет. Кино», который разом ответил на все упреки.
Масштабность зрелища объяснила паузу — кажется, на протяжении долгого времени Бутусов проникался ленсоветовской эстетикой, чтобы потом соорудить из нее большой авторский манифест. В первой сцене рядом с портретом молодого Алена Делона стоит черная дверь с глумливой надписью: «Школа № 1. Ю. Б. — дурак». А «Макбет. Кино», выходит, его, Ю. Б., вступительный экзамен в Театр Ленсовета.
Трагедия Макбета преобразована в густой сценический винегрет — эпизоды перетасовываются, повторяются, сжимаются и растягиваются. В энергичном коллаже, где на равных правах существуют танцевальные номера, комические сценки и молчаливая драма, от Шекспира остается лишь страстное напряжение и горькое предощущение катастрофы.
Главная героиня у Бутусова — Леди Макбет в пронзительном исполнении Лауры Пицхелаури. Она единственная опознаваема среди остальных двоящихся-троящихся персонажей, которые попеременно меняются ролями. Она же руководит шекспировскими ведьмами-предсказательницами, возникающими в спектакле то в виде кисейных хохотуний, то роковыми женщинами в неглиже, то в качестве панк-группировки.
В программке огромным списком перечислена используемая музыка: диапазон — от Клаудио Монтеверди и Арво Пярта до Current 93 и Виктора Цоя. Этот культурный багаж зритель осваивает в течение всего действа, а актеры в какой-то момент перестают играть, начиная выкручивать дискотечные кульбиты под забойный Jam Майкла Джексона. Где-то в массовке зажигает и сам режиссер.
Сцена закадрового убийства короля разыгрывается дважды. В первый раз супруги, прекрасноликие герои-любовники, дрожат от ужаса, не решаясь пойти на преступление. А во второй — безжалостная леди железным тоном приказывает Макбету заколоть спящего, и он не смеет противиться. Логика кошмара, в которой осуществлена постановка, путает все связи. Переигранная сцена обозначает уравненные вариации исторических флешбеков.
Апокалиптические настроения 2012 года, видимо, каким-то образом тронули Юрия Бутусова. На сцене Ленсовета он воспроизвел оглушительный предсмертный крик современной культуры, которая перелистала самое себя за недолгие четыре часа сценического времени. Последний танец торжествующей Леди Макбет под Smooth Criminal того же Джексона прерывается вспышкой ярко-красного софита — девушка визжит и убегает за кулисы. Но музыка продолжает грохотать — уже в пустоте.
Олег Кармунин,
Известия, 2 ноября 2012 года